Хореографическая программа: народные и эстрадные танцы

Если Первый и Второй фестивали «Территория Жеста» ограничивались спектаклями, то Третий фестиваль включил в себя не только драматические постановки, но и представления оригинального жанра, а также хореографические номера. Список танцевальных номеров получился внушительный – 11 номеров из 10 регионов России. Прослеживалась инклюзивная тенденция: во многих выступлениях совместно участвовали и слышащие, и глухие танцоры. Впрочем, как раз хореография больше всего подходит требованиям инклюзии, поскольку универсальный язык танца понятен любому зрителю из любой точки мира и не требует от публики знания каких-либо языков.
Коллектив Татарского РО ВОГ представил танцевальную композицию «Зимние забавы». В этом выступлении тесно сплелись татарские и русские мотивы.
Ребята репетировали номер под руководством хореографа Ларисы Черновой специально к фестивалю, так что, по сути, это была премьера.
Женскую душу раскрывал в плавных шагах и быстрых подскоках «Русский перепляс» девушек из Тверского РО ВОГ.
Движения им ставила хореограф Дарья Сергеева, а помогала ей глава тверского общества глухих Светлана Ибрагимова.
Яркая русская пляска «Рассыпуха» от Ростовского РО ВОГ произвела впечатление на зрителей своей энергетикой и красочными костюмами.
Хореографу Ирине Заломновой удалось настроить артистов на нужный лад, чтобы в танце чувствовались задор, жизнерадостность и в то же время – нежность взаимоотношений между юношами и девушками.
Вообще-то, коллектив из Ростова-на-Дону отличился тем, что привёз на фестиваль не один хореографический номер, как прочие команды, а два. И вторая плясовая композиция по своему динамизму даже превзошла предыдущий ростовский номер.
«Калинка» изобиловала почти акробатическими этюдами, дробями, подскоками, притопами «качалочками», «волчками» вприсядку и так далее. В целом, ростовчане с успехом внедрили современный драйв в народный стиль.
Москва выставила на «Территорию жеста» парный танец от Государственного музея-культурного центра «Интеграция», под крылом которого уже давно существует творческая группа сценической самодеятельности глухих. «Вальс юности» исполняла молодая пара, которая разучивала этот танец ещё с тех времён, когда училась в школе.
Номер «Байкальская царица» – единственный одиночный хореографический номер в исполнении Анны Паршиковой (Иркутское РО ВОГ), которая сама придумала и самостоятельно разработала свой псевдовосточный танец.
Буряты вышли со своим народным танцем «Шэнээ Ёхор». Бурятское РО ВОГ давно славится своим крепким коллективом самодеятельности, и этот номер уже показывался на различных конкурсах. Ёхор – это древний танец, который в эпоху язычества бурят имел обрядовое значение.
«Шэнээ» в переводе с бурятского означает «новый», так как хореограф Бавасан Митапов привнёс в старинную пляску современные нотки, акробатику и задор. Кстати, сам Митапов не слышит с детства, но ему сделали операцию кохлеарной имплантации, при которой сложная электроника поддерживает слух на должном уровне. Молодой человек успешно отучился в институте культуры, и теперь ставит танцы, сам участвуя в них.
Девушки из танцевального ансамбля Орловского РО ВОГ показали «Испанский танец», поставленный Светланой Чернышовой. Сегидилья в исполнении орловских красавиц произвела впечатление на зрителей.
Этнографическую тему продолжил «Якутским народным танцем» коллектив из Якутского РО ВОГ, показав современную вариацию древнего магического обряда «битии», связанного с лошадьми, что и символизируют «конские хвосты» в руках артистов.
Над постановкой номера работала хореограф Мария Ларионова, добившись того, чтобы публика чувствовала в сдержанных движениях танцующих якутов неторопливый ритм жизни народов Крайнего Севера.
Уфимский дом культуры глухих представил красочный «Марийский танец», в котором внимание сразу привлекает тумыр – марийский барабан, издавна служащий музыкальным инструментом. Хореограф Рифат Сатаров верно угадал с изюминкой танцевального номера.
Танцоры Самарского РО ВОГ отличились тем, что показали настоящий эстрадный танец-спектакль «Кто кого», рассказывающий о гендерной борьбе за загадочный чемоданчик. Весь номер представляет собой забавный спор между мужчинами и женщинами.
Юмор, динамичность и жизнерадостную хулиганистость, сделавшие это выступление весьма зрелищным, привнесла в постановку хореограф Анна Кузнецова. Между прочим, она тоже сыграла в номере, заменяя заболевшую актрису.
Хореографическая подборка вышла весьма насыщенной, публика восприняла её на ура. Можно сделать вывод, что Третий фестиваль «Территория Жеста» сделал хороший почин: танцы станут неотъемлемым элементом программ последующих фестивалей.