Спектакль «Роковая дама» (Санкт-Петербургский театр глухих, г. Санкт-Петербург)
Санкт-Петербургский театр глухих является постоянным участником «Территории Жеста»: вот уже в третий раз петербуржцы выступают в рамках этого фестиваля. На сей раз они показали старую добрую классику, которая актуальна во все времена: спектакль «Роковая дама», созданный по мотивам произведения А. С. Пушкина «Пиковая дама».
Театр глухих города на Неве существует уже 5 лет, и за эти годы он выпустил в свет 9 спектаклей. Как говорит директор театра Владимир Бочаров, выбор пал на произведение Пушкина, чтобы после представления у зрителей появилось желание прочитать нетленку великого поэта.
Необычным было начало спектакля: молодой человек (Дмитрий Самбура), идя куда-то по своим делам, натыкается на лежащий на полу томик Пушкина с «Пиковой дамой». Заинтересованно открывает книгу и начинает вчитываться в повествование. Тут расходится занавес, и молодой человек волшебным образом переносится в эпоху двухсотлетней давности…
За столом сидят картёжники в мундирах и оживлённо спорят. Сурин (Дмитрий Астапенко) возмущается:
– Почему я постоянно проигрываю, хотя у меня хорошие карты?!
Наумов (Николай Лобанов) даёт совет:
– Вы должны каждый раз ставить на одну и ту же счастливую карту. Вы прозевали такой шанс! Если продолжите играть – рискуете остаться в одних трусах!
Сурин начинает злиться и тут замечает молодого человека, слушающего их разговор:
– Смотрите на Германна! Он в жизни не брал карты в руки, а стоит и смотрит на нашу игру!
Молодой человек с удивлением понимает, что картёжники его видят и почему-то называют Германном.
В разговор вмешивается третий игрок – Томский (Борис Шелковский):
– Германн – немец, он расчётлив, вот и всё. Для меня необычный человек – моя бабушка, графиня Анна Федотовна!
Томский излагает историю своей восьмидесятилетней бабушки. В ходе повествования на сцене появляются персонажи, о которых упоминает рассказчик: юная графиня Анна Федотовна (Анна Прапорщикова) и граф Сен-Жермен (Владимир Якунин).
Молодая аристократка крупно проигралась в карты и была безмерно расстроена. Сен-Жермен сжалился над девушкой и открыл ей тайну трёх карт. Благодаря этим счастливым картам Анна Федотовна выиграла много денег и смогла рассчитаться с долгами. Но секрет трёх таинственных карт она не поведала ни своим детям, ни внуку Томскому.
Приятели Томского слушают его историю и вместе со зрителями наблюдают за действиями оживших героев рассказа.
Сурин не верит рассказу:
– Мой дядя рассказал мне, что ваша бабушка сжалилась над одним господином по фамилии Чаплицкий, который в молодости крупно проигрался. Она поведала ему о тех самых трёх картах, но взамен потребовала, чтоб в будущем он больше никогда не играл. И действительно, Чаплицкий выиграл. Ваша бабушка помогла чужому человеку, а вот вам не выдала тайны.
Томский в гневе бросается на Сурина, и начинается потасовка. Сурин выхватывает пистолет, но в этот момент получает подносом по голове от служанки и роняет оружие. Германн подбирает пистолет и угрожает им Сурину. Того выгоняют.
Главный герой с интересом рассматривает суринский пистолет, тут к нему подкрадывается горничная (Валентина Ульянова) и говорит, что для Германна есть письмо от Лизаньки, воспитанницы старой графини Анны Федотовны.
Молодой человек, уже смирившийся с тем, что его называют Германном, снова впадает в недоумение: никакой Лизаньки он не знает. Горничная удивляется:
– Воспитанница графини! Вы же переписываетесь уже три недели, неужели забыли?
В письме Лизанька сообщает, что старая графиня уезжает на бал, и поэтому Германн может прийти к ней в полночь.
Германн понимает, что ему выпадает шанс попасть в дом графини и выпытать у нее тайну трёх карт. И тогда он сможет стать сказочно богатым! Он с радостью изображает перед Лизанькой (Светлана Кузина) пылкого влюблённого. Неожиданно Лизанька сообщает, что с бала приезжает старая графиня, и просит своего ухажёра спрятаться.
Сварливая графиня Анна Федотовна (Маргарита Апатенко) устраивается подремать в кресле у окна, за которым виднеется знакомый многим силуэт Петропавловской крепости. Но, обуянный жаждой лёгких денег, к ней подкрадывается главный герой, настойчиво требуя выдать секрет заветных карт. Жалобы, пылкие речи и даже целование ног старухи не помогают: упрямая графиня отталкивает его. Германн вскипает и со словами: «Старая ведьма! Все равно заставлю вас отвечать!» выхватывает пистолет, целясь в графиню. Та в страшном испуге хватается за горло и падает замертво.
Всё скрывается в темноте, луч прожектора освещает только потрясённого Германна. Затем мастерски был обыгран чёрный фон задника сцены, в котором как бы открывается портал из иного мира, откуда в зловещих клубах дыма выступает дух Анны Федотовны. Лицо невольного убийцы выражает ужас:
– Простите меня! Я не хотел вашей смерти! Я только хотел узнать секрет трёх карт!
Призрак графини обещает открыть тайну, но взамен требует, чтобы Германн женился на Лизаньке.
Главный герой без памяти лежит рядом с карточным столом. Придя в себя, он с трудом подымается, видит сидящих за столиком игроков и просит разрешения вступить в игру. Все делают ставки. Германн называет тройку и, о чудо, выигрывает! С горящими глазами Германн продолжает игру, называет семёрку – и снова выигрыш!
Помрачившись от своей алчности, Германн продолжает игру и уверенно ставит на туза. Но Чекалинский (Владимир Якунин), проверив свою карту и карту своего партнёра, довольно усмехается:
– У вас дама, а вот у меня – туз!
Вздрогнув, Германн, смотрит на свою карту – действительно, дама!
Проигравшийся Германн неистово заходится в крике:
– Не может быть! Тройка, семёрка, туз! Тройка, семёрка, туз! Все верно!
Оригинально продумано сценическое решение германновского безумия: на потрясённого главного героя наступают три карты – тройка, семёрка и туз, причём на карте туз находится потрет молодой графини Анны Федотовны, героини рассказа Томского.
Но в следующую секунду всё меняется и со всех трёх карт на Германна презрительно смотрит старая графиня. Германн в беспамятстве кричит:
– Старуха! Это старуха!
Вдруг взгляд молодого человека упирается в книгу «Пиковая дама», которая все ещё лежит на полу. Он пытается схватить томик, но игроки не дают ему это сделать, происходит борьба. В конце концов поверженного героя оттаскивают за кулисы…
Конец истории? Вовсе нет, у мистики должно быть жуткое продолжение, иначе это не мистика…
Финал «Роковой дамы» от питерского театра проходит в духе классических концовок фильмов ужасов. По сцене идёт очередной прохожий (Сергей Ермилов), натыкается на лежащую книгу, открывает её… И тут из-за занавеса высовывается костлявая рука, хватает юношу и утаскивает его внутрь! Наверно, где-то там, в иной реальности, снова повторится та же фантасмагория с Германном и старой графиней…
После просмотра спектакля действительно хочется перечитать «Пиковую даму»: кажется, что как возьмёшь в руки эту заколдованную книгу, то угодишь в ту самую ирреальную историю. Таким оригинальным приёмом со случайными прохожими, попадающими в плен книги, режиссёры спектакля Владимир Бочаров и Дмитрий Самбура пытаются рассказать зрителям о том, что классическая литература во многом влияет на наше сознание. Мистичности придавали зловещий антураж, дым, таинственный свет и выразительная игра актёров в стилизованных под первую половину IX века костюмах. Художником по костюмам, кстати, была Валентина Ульянова, которая сыграла роль горничной.
Санкт-Петербургский театр глухих не разочаровал своей «Роковой дамой» зрителей, которые, без сомнения, будут ждать его на следующем фестивале «Территория Жеста».
—«