Любительский театр «Неформат» из Комсомольска-на-Амуре – не новичок на фестивале «Территория Жеста». Если в прошлом году они привезли постановку по рассказам Михаила Зощенко, то в этот раз показали представление по мотивам рассказов Василия Шукшина «Сапожки» и «Стёпкина любовь», присовокупив к этому и декламацию стихотворения Эдуарда Асадова «Трусиха». Премьера спектакля «Весна. Любовь» состоялась в феврале этого года.
Труппа театра инклюзивная – наряду со слышащими выступают двое глухих актёров: Максим Ефимов и Денис Анучин . Задействована в сценах была даже незрячая актриса.
По устоявшейся традиции «Неформата» артисты обходятся без дикторов: слышащие актёры озвучивали глухих, а актриса Наталья Моисеева переводила на жестовый язык речи слышащих. Но и сами слышащие время от времени в своих репликах применяли жестовый язык. А режиссёр театра Анастасия Руина сама приняла участие в спектакле, подменяя отсутствующую актрису.
Первым показали отрывок из рассказа «Сапожки».
Сергей Духанин (Максим Ефимов) ехал в город за запчастями и увидел в магазине женские сапожки. И потерял покой: захотелось такие купить жене. Но оказалось, что они стоят 65 рублей – цена в эпоху Советского Союза весьма немаленькая… Работяга не сдавался и попросил посмотреть сапожки, прикинуть размер на глаз. Но продавщица (Лидия Бакланова) отрезала:
– А чего их смотреть? Их примерять надо, это не тапочки. Едет покупать, а не знает, какой размер. Нечего их смотреть.
Сергей обозлился:
– Я же не прошу вас показать мне ваши панталоны, потому что не желаю их видеть, а прошу показать сапожки, которые лежат на прилавке!
Обнова была куплена, и Духанин торжественно понёс показать сапожки приятелям (Денис Анучин, Ярослав Коршунов и Никита Архипов). Сапожок пошел по рукам, все мяли голенище, щёлкали по подошве:
– Куда твоя жена их наденет? Грязь по колено, а он – сапожки за шестьдесят пять рублей! Не нашёл же ты их, шестьдесят пять рублей.
Сергей весело парировал:
– Да чего вы за меня переживаете? Во, переживатели нашлись. Сидят, чужие деньги считают
Городской сапожок смело полез на крепкую крестьянскую ногу. И застрял… Сергеева жена Клавдия (Наталья Моисеева) весьма сокрушалась. Эта мизансцена напомнила некоторым зрителям похожий момент из сказки «Золушка», в котором злые сёстры пытались присвоить хрустальную туфельку…
Клавдия протянула сапожок дочери (Лидия Бакланова):
– Ну, Груша, повезло тебе! На-ка, примерь!
Счастливая Груша пританцовывала в городских сапожках и радостно благодарила родителей. Добрая история закончилась так же – добром. Как писал в рассказе «Сапожки» сам Шукшин: «На душе было хорошо. Жалко, если бы сейчас что-нибудь спугнуло бы это хорошее состояние, эту редкую гостью-минуту».
Следующим номером «Неформата» была декламация стиха Эдуарда Асадова «Трусиха». Ярослав Коршунов ярко и выразительно прочёл стихотворение, для неслышащих зрителей на жестовый язык переводила Наталья Моисеева:
Где без слов по набережной хмурой
Шли, чуть слышно гравием шурша,
Парень со спортивною фигурой
И девчонка – слабая натура,
«Трус» и «воробьиная душа».
Затем комсомольчане представили отрывок из опять-таки шукшинского произведения «Стёпкина любовь». Как-то Степан (Никита Архипов) подвёз Эллу (Мария Слободенюк) из города до деревни. И влюбился.
В сельском клубе между Степаном и нахальным колхозным счетоводом Васькой Семёновым (Илья Баталов) из-за притязаний последнего на внимание Эллы возник конфликт с применением табурета в качестве орудия справедливости. Следует заметить, что в отношении декораций спектакль «Весна. Любовь» весьма непритязателен, зато рационально практичен: несколько табуреток и стенд, изображающий берёзовую рощицу, на удивление отлично создают деревенскую атмосферу.
Степан сообщил отцу и деду, что собирается жениться. Папаша Егор Северьяныч (Денис Анучин) был категоричен:
– Не пойдет она за тебя. Городская ж она…черт их поймет, чего им надо. Скажет – отсталый.
На защиту Степана встал дед Северьян (Максим Ефимов):
– Сам ты отсталый, Егор! Сейчас не глядят на это. Сейчас девки умнее пошли. Я старый человек и то это понимаю!
Придя к Элле свататься, отец и сын застали у неё того самого наглого счетовода Ваську. Дело чуть не дошло до второй драки, но девушка на этот раз определилась с выбором, и её избранником стал, разумеется, Степан. Таким хэппи-эндом завершилась история про любовь.
В холодный ноябрьский московский вечер от представления, которое показали артисты из далёкого Комсомольска-на-Амуре, действительно повеяло весенним теплом. Этому ощущению способствовали и нарисованные берёзы, и цветастые женские платья, и жизнерадостные лица актёров. Комсомольчане очень старались, вживаясь в свои роли, выразительны были их эмоции, движения, реплики. Особенно радовал Илья Баталов: он то мастерски играл деревенского рубаху-парня, то достоверно изображал хамоватого счетовода, то ярко и эмоционально переводил речь глухих артистов. Сразу видна колоссальная работа режиссёра Анастасии Руиной над слаженностью актёрского ансамбля. По сравнению с прошлогодним выступлением уровень «Неформата» значительно вырос, и фестиваль «Территория Жеста», без сомнения, способствовал этому.