Студия «Новые грани» была создана в 2017 году по инициативе слышащего режиссёра Татьяны Авхимович и председателя Томского регионального отделения Всероссийского общества глухих Анны Попелло на средства гранта от компании «Газпром-Нефть».
Сейчас студия работает на базе местного отделения ВОГ и стала настоящим домом для неслышащих томичей, увлекающихся искусством, а также их друзей, не имеющих проблем со слухом. В «Новых гранях» осуществляется настоящая, не надуманная инклюзия, воплощённая в совместном творчестве молодёжи без разделения на слышащих и глухих.
И эта инклюзивная линия реализовалась, как убедились зрители фестиваля, в постановке «Между прошлым и будущим». В кейсе «Новых граней» уже есть три спектакля, а четвёртый студия подготовила как раз для премьерного показа на Третьем фестивале «Территория Жеста». Премьера не где-нибудь, а в Москве, да ещё в рамках столь престижного мероприятия – большой успех для томичей.
Режиссёр Наталья Шерстобитова, слышащая студентка Томского государственного педагогического университета, сама сочинила пьесу о связи поколений и сама сыграла главную роль. Её постановка представляет собой микс из отрывков фильма «В бой идут одни старики», документальных кинокадров о войне, драматической игры на сцене и песен на жестовом языке.
История началась в семье. Две сестры (слышащая Анастасия Орлова и глухая Диана Музыченко) разговаривали о том, что хорошо бы навестить могилу своего отца, ветерана войны. Беседа происходила как бы при работающем телевизоре, по которому демонстрировался киношедевр Леонида Быкова.
К разговору подключился муж одной из сестёр (глухой Станислав Колесников), готовый помочь с уборкой могилы. Но их дочь (Наталья Шерстобитова) уже распланировала свой завтрашний день, и отнюдь не желала идти с родными на кладбище. Примечательно, что во время реплик на жестовом языке отсутствует дикторская озвучка. Режиссёр применяет этот приём для того, чтобы слышащий зритель внимательнее всматривался в игру артистов и сам пытался понять суть:
– Папа, я хочу завтра погулять с подругами, дай, пожалуйста, денег!
– Нет, ты должна завтра помочь нам убраться на могиле!
Более сознательные подруги (слышащие Анастасия Малых и Инна Генрих) доказывали главной героине, что она неправа, забывая о своих корнях, и подкрепляют свои слова жестовыми песнями. В отличие от разговоров исполнение песен на жестовом языке сопровождается фонограммой. Одна из подруг рассказала о погибшем на войне дедушке, и потом прозвучало «Письмо, пришедшее с войны»:
В пыли веков, на чердаке,
В забытом кем-то пиджаке,
Как в оригами сложен треугольник.
На пожелтевшем, в клеточку листе,
С изгибами, затёртыми до дыр,
Едва читался текст карандашей
Письма, пришедшего с войны…
А сыну, милая, скажи,
Пусть не герой я, но не трус.
И я за Родину стою,
Чтоб ты, сынок, счастливым рос.
А дальше слов нельзя прочесть,
Тут столько капель слёз, не счесть,
Она его у сердца хранила до конца,
Запомнив на всю жизнь черты любимого лица.
Другая подружка вспомнила о своей бабушке – военной медсестре, и в тему к своему рассказу исполнила песню «Вальс фронтовой медсестры»:
Фронтовой санбат
У лесных дорог
Был прокурен и убит тоскою.
Но сказал солдат,
Что лежал без ног,
– Мы с тобой, сестра, еще станцуем!
За разговорами и песнями время быстро промчалось, наступил поздний вечер, и подруги заспешили по домам, тем более что одной из них по видеосвязи позвонила беспокоящаяся мать. Эту 30-секундную эпизодическую роль сыграла сама председатель Томского отделения ВОГ Анна Попелло, одна из основательниц студии «Новые грани».
Рассказы и песни подруг не сильно убедили главную героиню, оставшуюся при своём мнении. По пути домой её окружила компания уверенных в своей безнаказанности гопников (глухие Станислав Колесников, Семён Гайдамакин и слабослышащий Данила Ивойлов).
Но тут появился молодой солдат в форме времён ВОВ (слышащий Кирилл Толстов) и устраивает хулиганам взбучку, после чего исчезает, словно призрак, даже не дождавшись благодарности от спасённой им девушки.
И лишь придя домой, и открыв старый фотоальбом, главная героиня обнаруживает, что спасителем стал её давно умерший дед. Это он появился из небытия молодым воином, ушедшим на войну, чтобы спасти внучку.
Спектакль показывает , что русский солдат живёт и умирает русским солдатом, защищая мирных людей от всякой нечисти, но русская душа не умрёт никогда… И потомкам не следует терять духовную связь между прошлым и будущим, чтобы не остаться без защиты.
В результате всех этих перипетий в сознании девушки происходит переворот:
– Мама и тётя! Я подумала и решила, что нам надо вместе поехать на кладбище навестить могилу дедушки!
Главное достоинство этого вроде бы незамысловатого, но на самом очень душевного и тонкого представления в том, что удалось избежать бравурных и пафосных патриотических штампов, весьма, к сожалению, распространённых в тематике памяти о великой войне.
Компактная тридцатиминутная постановка завершилась выходом на сцену всех задействованных в ней артистов, исполнивших песню «Героям посвящается» под голос Лепса:
Минуло столько лет, и столько вас ушло,
Героев той неслыханной войны.
Кто шаг за шагом вслед и всем смертям назло
Прошёл сквозь боль до памятной весны
Войны той больше нет, и пушек гром умолк,
Что прожито – не выразить словам.
Но шаг за шагом вслед идёт бессмертный полк.
Он наша совесть, наша память вам