Спектакль «Позор Солнца» (Театр Мимики и Жеста, г. Москва)

Пластический спектакль «Позор Солнца» поставлен по мотивам романа Джека Лондона «Мартин Иден» молодым театральным режиссёром Сашей Сумм, которая преподаёт сценическое движение в Театральном институте имени Бориса Щукина. В июне этого года Саше предложили постановку в Театре Мимики и Жеста, и она выбрала для постановки хорошо знакомую ей книгу «Мартин Иден». В июле была написана инсценировка, а уже в августе начались репетиции.
Постановка «Позор солнца» стала удачным симбиозом как глухих актёров Театра Мимики и Жеста, так и слышащих артистов, которые пришли в этот проект вместе с режиссером. В организации подобного взаимодействия у Саши Сумм был опыт при создании Фестиваля-лаборатории невербальных театров «НТ».

Ирина Лобкова ставила хореографию под пластику и возможности каждого актёра. Василий Мусихин работал над спектаклем и как ассистент хореографа, и как помощник режиссера. А композитор Арина Максимова писала музыку к спектаклю на протяжении всего репетиционного процесса, создавая музыкальные акценты по видео готовых сцен.
Так что «Позор солнца» уникален не только отточенной техникой глухих и слышащих исполнителей, но и технологией создания. На Третьей «Территории Жеста» состоялась его премьера.

Мартин Иден (Вадим Николаев) – рабочий парень, выходец из низов, оказавшийся в окружении людей из светского общества. Обнажённый торс Мартина в сравнении с длинными одеяниями окружающих подчёркивает его неравное социальное положение

Но однажды Мартин встречает Руфь Морз (Юлия Игонина), прекрасную девушку из элиты и влюбляется в неё. Понимая, какая большая социальная пропасть между ними, Мартин всеми силами пытается войти в высший свет, принять его правила и нормы.

Синхронные ритмичные движения белых палочек олицетворяют жизнь светского общества по принятым правилам и этикету. Эти светские манеры чужды Мартину, руки его не слушаются, и выходец из низов сильно диссонирует с окружением.

Мартин никак не может усвоить этикет, но Руфь терпеливо пытается обучить любимого всему тому, что знает сама. Мартин ради любви готов на всё.

Малообразованный Мартин, благодаря возлюбленной, знакомится с книгами, которые произвели глубокое потрясение в его душе. Отныне книги и любовь к Руфи становятся самым главным смыслом в жизни Мартина.

После возвышенных встреч с Руфью возвращаясь в среду, где вырос и жил, Мартин острее осознаёт контраст между двумя мирами. Он видит, как до изнеможения работает простая прачка (Светлана Вакуленко). Пластический дуэт Мартина и прачки показывает недостижимые мечты простых работяг о красивой жизни.

Мартин, хоть и прикрыл свой обнажённый торс одеждой, чтобы скрыть свою социальную принадлежность, но всё-таки понимает, что в душе он остается простым парнем, выросшим в рабочей среде. Изломанные движения измученных женщин ассоциируются с жизнью низов, с их увечьями и тяготами. Мартин всей душой сочувствует им.

Читая книги и самообразовываясь, Мартин черпает идеи, мысли, вдохновение в образах летящих белых бумажных самолётиков. В нём просыпается тяга к писательскому творчеству.

И вот Мартин с трепетом отдаёт свою первую книгу на суд светскому обществу. Но люди высшего света, по очереди презрительно повертев том в руках, остались равнодушны к труду Мартина. Книгу небрежно бросают вниз.

Нежный танец в сочетании с акробатическими трюками показывает стремительное развитие любовных отношений Руфи и Мартина. Руфь утешает Мартина, вдохновляя его и дальше оттачивать, совершенствовать своё писательское мастерство.

Иден пишет книгу за книгой и отдаёт их на оценку своей возлюбленной. Но желанный успех так и не приходит…

Главный герой понимает, что написание книг не приносит дохода, и для того, чтобы выжить, устраивается на изнурительно тяжёлую работу. Экспрессивная пластика показывает однообразный выматывающий труд гладильщика белья.

Счастливый случай свел Мартина с поэтом и философом Рэссом Бриссенденом (Максим Тиунов). Бриссенден и Иден духовно находятся на одной волне. Рэсс стал наставником и вдохновителем Мартина.

Потрясающе сложный танец с лестницей изображает, насколько сложен и тернист путь вверх для писателя из низов, как непросто карабкаться по ступенькам успеха.

Впоследствии Иден наконец заучил светские правила и теперь пытается влиться в высший свет, подражая его манерам. Но элита не желает признавать рабочего паренька своим, упорно выгоняя Мартина из своего круга.

Единственный друг и учитель Мартина Рэсс Бриссенден не может справиться со своей тяжёлой болезнью и кончает жизнь самоубийством. С помощью длинного шарфа он удушает себя.

Потрясённый до глубины души смертью Рэсса, Иден несёт очередную свою книгу в издательство. В память о друге Мартин забирает себе шарф Бриссендена и больше никогда не расстаётся с ним.

И, о чудо, книга Идена принимается обществом, приобретает популярность. Теперь Мартину вручают длиннополую одежду – такую же, как у представителей высшего круга. Но то, к чему он стремился столько лет, не приносит ни капли радости. С каменным лицом Иден смотрит на всех, и знающим зрителям вспоминаются слова из романа: «Где же вы были раньше, когда я нуждался? Когда я голодал, ходил оборванцем? Почему вы ни разу не пригласили меня обедать? Нет, вы меня угощаете вовсе не за мою работу, а потому, что меня угощают все, и потому, что угощать меня теперь считается за честь».

Лестница успеха, по которой так долго, падая и срываясь, двигался главный герой, покорилась. До вершины осталось совсем немного! Но Мартин Иден взбирается медленно и обречённо, словно на Голгофу.

Достигнув последней ступени, Мартин скидывает с себя одежду, оставшись с нагим торсом. Теперь он такой, какой есть, какой и был с самого начала, без фальши и без пафосных одеяний. С обнажённой и сломанной душой. Последний раз он смотрит на этот, ставший ему чуждым, мир со всем его искусственным блеском. И резким движением Иден падает вниз, обрывая свою жизнь…

Невозможно вообразить, как актёры на протяжении часа делали столь сложные трюки в этом непростом и динамичном спектакле. Режиссёр Саша Сумм очень высоко оценивает пластическое мастерство Вадима Николаева, который показал высший уровень владения своим телом. Примечательно, что Саша позволяла Вадиму импровизировать с движениями и трюками на репетициях и даже на самой премьере!
Очень интересны и необычны режиссёрские находки с летающими бумажными самолётиками, с огромным рулоном бумаги, многочисленными лестницами, палками, летящей тканью одежд. Все эти задумки несут в себе глубокий символизм и наполнены смыслом, который расшифровывается полностью тем зрителем, который читал наполовину автобиографический роман Джека Лондона «Мартин Иден».